Звонят коллекторы: что делать?

Многие банки при нарушении сроков оплаты кредитных обязательств обращаются за помощью к коллекторским агентствам.

 

Звонят коллекторы: что делать?

Еще недавно коллекторы были страшным сном для многих должников, в новостных лентах можно было встретить множество историй угроз, некорректного поведения коллекторов и крайних мер, на которые шли представители данной профессии.

1 января 2018 года на территории Российской Федерации вступил в силу новый закон о деятельности коллекторов, который регулирует нормы их поведения по отношению к должникам.

Общение с коллекторами

Каким же образом можно и необходимо общаться с коллекторами?

Ранее коллекторские агентства были неподконтрольными организациями, их деятельности не регламентировалась никакими законами и нормативными актами. С 1 января 2018 года все коллекторские агентства переданы под контроль службе судебных приставов.

Служба судебных приставов ведет обязательный учет всех официально зарегистрированных коллекторских компаний и агентств. Перечень таких компаний и агентств находится в свободном доступе в сети Интернет и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов.

Каждые шесть месяцев Федеральная служба судебных приставов проверяет деятельность каждого коллекторского агентства путем сдачи обязательной отчетности. При выявлении нарушений в нормах, правилах работы или несанкционированных действиях против должников судебные приставы имеют право наложить на коллекторов штрафные санкции или исключить из официального реестра. После исключения из реестра коллекторская компания не имеет юридических прав вести деятельность по взысканию задолженностей с юридических и физических лиц.

В случае, если коллекторская компания продолжает свою деятельность после исключения из реестра, каждое обращению к должникам может быть оценено в виде штрафа в 2 миллиона рублей. При невыплате штрафных санкций деятельность коллекторского агентства может быть ликвидирована в судебном порядке.

Какие права имеет коллектор?

Для того, чтобы выстроить корректный диалог с коллектором, необходимо иметь представление, что разрешено делать коллекторам и коллекторским агентствам.

1. Представлять интересы банков

Во-первых, при подписании каждого договора займа и кредитного договора необходимо ознакомиться со всеми пунктами договора. Банк, бюро займов и другие подобные организации имеют право обратиться к коллекторам только в том случае, если данное положение прописано в договоре займа. При отсутствии подобного пункта требовать возврата денежных средств имеет право только та организация, которая заключала договор с должником. Должником может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Большинство банков и банковских организаций на сегодняшний день включают в кредитные договоры пункт о том, что при образовании длительной задолженности организация имеет право привлечь коллекторское агентство для взыскания денежных средств в собственных интересах или переуступить им долг физического или юридического лица по договору цессии.

При обращении в коллекторское агентство или уступке возврата денежных средств по договору цессии банк или другая подобная организация должны уведомить должника надлежащим образом о данной процедуре.

При неполучении данной бумаги по почте должник имеет полное право отказаться от общения с представителями коллекторской компании. При отсутствии у должника официальных документов от банка о передаче дела в коллекторское агентство какое-либо общение коллекторов с должником является незаконным и может быть рассмотрено в ответном иске как вымогательство со стороны группы лиц.

2. Общаться с должниками в рамках закона

Ранее коллекторы могли названивать должникам большое количество раз в день, присылать сообщения с угрозами или использовать другие каналы связи для достижения собственных целей.

С введением закона 1 января 2018 года коллекторы получили право звонить должникам не более одного раза в сутки. Все дополнительные звонки могут быть рассмотрены как вымогательство и превышение полномочий деятельности конкретного коллекторского агентства.

В течение недели коллекторы имеют право беспокоить должника два раза, в течение месяца - не более восьми раз.

Закон также регламентировал время, в которое коллекторы могут совершать звонки в отношении должников - с 8 до 22 часов в будние дни, с 9 до 20 часов - в выходные и праздничные дни.

Обязательным требование для звонка должнику должен быть открытый номер телефона. Звонки с посторонних номеров, не имеющих отношение к коллекторскому агентству, частных телефонов коллекторов и со скрытых номеров категорически запрещены.

Присылать сообщения должникам коллекторы имеют право не более двух раз в сутки.

Личные встречи с должниками также не могут быть организованы чаще одного раза в неделю.

При поступлении звонка коллектор обязан назвать разборчиво и полностью свою фамилию, имя и отчество и полное название организации, сотрудником которой он является. Физическое или юридическое лицо, которому поступает звонок, также имеет полное право проверить данную информацию, сделав обратный звонок в коллекторское агентство или запросив информацию в официальном порядке в данной организации.

Также до момента общения с представителями коллекторской компании, физическое или юридическое лицо имеет право ознакомиться с тем, включена данная организация в официальный реестр коллекторских компаний Федеральной службы судебных приставов.

Какие права имеет коллектор

Каждая коллекторская компания, которая внесена в реестр Федеральной службы судебных приставов, должна не иметь собственных долгов и заручиться страховым обеспечением своей ответственности в размере 10 миллионов рублей. Сотрудниками коллекторских организацией не могут быть лица, когда-либо привлекавшиеся к судебной ответственности и имеющие судимость.

Каждая коллекторская организация должна иметь официальный сайт с указанием верных контактных данных, по которым физическое или юридическое лицо могут получить необходимую информацию.

Право на общение с должником и обсуждение информации, касаемой взыскания денежных средств на основе заключенного кредитного договора или договора займа имеют исключительно коллекторские компании, включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов.

3. Записывать телефонные разговоры

Коллекторские компании имеют право записывать телефонные разговоры с должниками. Согласно закону, коллекторы должны фиксировать все разговоры с должником для подтверждения той или иной информации и принятия решения о дальнейших действиях.

Недобросовестные коллекторские компании могут записывать исключительно те разговоры, которые им необходимы для принятия дальнейшего судебного решения не в пользу Ответчика.

Согласно закону, каждая коллекторская компания, включенная в официальный реестр Федеральной службы судебных приставов, обязуется хранить данные о совершенных телефонных переговорах и их записи в полном объеме с каждым должником в течение трех лет.

4. Общаться с должником индивидуально

Каждый коллектор имеет право общаться с должником строго индивидуально. Переговоры, в которых участвует более одного представителя коллекторской компании, являются незаконными и могут быть привлечены к уголовной ответственности за несоблюдение законов Российской Федерации.

Что запрещает закон коллекторам?

Закон, вступивший в силу 1 января 2018 года о деятельности коллекторских организаций, запрещает коллекторам:

  • вести незаконную коллекторскую деятельность;
  • вести переговоры с должником вдвоем, втроем и т.д.;
  • звонить должнику более одного раза в день;
  • звонить должнику более двух раз в неделю;
  • звонить должнику более восьми раз в месяц;
  • присылать сообщения более двух раз в неделю;
  • звонить вне установленного законом времени в будние, выходные и праздничные дни;
  • не указывать имя коллектора и название организации;
  • сообщать о наличии задолженности и сумме долга третьим лицам;
  • размещать информацию о долгах в открытом доступе в сети Интернет;
  • размещать информацию о наличии задолженности и сумме долга на дверях подъездов и т.д.;
  • сообщать о наличии задолженности по месту работы должника (коллегам, начальству).

Соблюдение законов

При несоблюдении данных положений закона о деятельности коллекторов, физическое и юридическое лицо, в отношении которого было совершено нарушение, может подать официальную жалобу посредством обращения через сайт Федеральной службы судебных приставов.

За каждое доказанное нарушение со стороны коллекторов, организация или лицо, осуществляющее коллекторскую деятельность, может быть оштрафовано на сумму до 500 000 рублей. При выявлении повторных нарушений и нарушений в ходе деятельности организации, коллекторская компания может быть оштрафована на сумму до 2 000 000 рублей или исключена из официального реестра Федеральной службы судебных приставов.

Закон о деятельности коллекторских организаций позволяет вести прямые переговоры с должником на протяжении первых четырех месяцев после передачи дела в данную организацию.

В течение данных четырех месяцев должник также имеет право отказаться от личного общения с коллекторами в пользу переговоров через адвоката. По истечении четырех месяцев ответчик вправе отказаться полностью от общения с представителями коллекторских агентств, используя для этих целей исключительно контакты между адвокатом и коллекторами.

При решении привлечь адвоката к переговорам с коллекторами, должник должен отправить кредитору официальное уведомление об отказе общения с коллекторами по установленной форме. Уведомление также должно содержать данные адвоката, который уполномочен вести переговоры с коллекторской организацией.

НАЧНИТЕ БАНКРОТСТВО

Юридическая помощь в вопросах банкротства

Звоните

+7 (495) 799-41-25
(Звонок по России бесплатный)
info@tsentrbankrot.ru
г.Москва, ул. Гиляровского д. 6, с.1
ПН - ПТ: 10:00 - 20:00
СБ: 10:00 - 16:00